О технических условиях


Скачать:

А.К. Крахмалев
Заместитель генерального директора 
Группы компаний «СИГМА»
к.т.н.

Одной из проблем в области стандартизации, которые связаны с принятым в 2002 году Федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» стало проявление отрицательного отношения к техническим условиям (ТУ).

В статье 13 этого закона определены нормативные документы по стандартизации.

«К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций;
  • своды правил;
  • международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
  • надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
  • предварительные национальные стандарты».

Как видно из этой статьи, здесь нет упоминания о ТУ. На основании этого многие специалисты стали утверждать, что ФЗ «О техническом регулировании» отменил ТУ в принципе.

Отмечу сразу, что это совсем не так. На самом деле закон «О техническом регулировании» ТУ не отменял, потому что технические условия и ранее, по старому закону (закон РФ от 10.06.1993 №5154-1, ред. от 10.01.2003, «О стандартизации») не входили в перечень нормативных документов по стандартизации.

«Статья 6. Нормативные документы по стандартизации и требования к ним

1. К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, относятся:

  • государственные стандарты Российской Федерации (далее-государственные стандарты);
  • применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
  • общероссийские классификаторы технико–экономической информации;
  • стандарты отраслей;
  • стандарты предприятий;
  • стандарты научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений».

Так что, с формальной точки зрения, вопрос об отмене ТУ не стоит, а стало быть, и беспокоиться не о чем. Однако на практике приходиться сталкиваться как со сторонниками отмены ТУ, так и с защитниками ТУ. Хочу пояснить, почему отрицательное отношение к ТУ вызывает определенные опасения.

Во-первых, специалисты, имеющие большой опыт работы в промышленности, знают и понимают значение ТУ, как одного из основных документов в составе комплекта конструкторской документации, необходимого для постановки продукции на серийное производство.

ТУ - документ, непосредственно связанный, практически с любой продукцией. В ТУ оговорены все характеристики продукции и требования к методам их проверки и испытаний.

Существует система стандартов ЕСКД (Единая система конструкторской документации — комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила, требования и нормы по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации), которую пока никто не отменял, и ТУ фигурирует там во многих стандартах. Поэтому для специалистов, имеющих большой опыт работы в промышленности (в частности – в приборостроительной отрасли, куда относится продукция средств и систем безопасности), отмена ТУ – нонсенс, однако, учитывая практику нашего законодательства, вызывает определенные опасения, что это (отмена ТУ) может произойти реально, с помощью, какого-нибудь очередного скороспелого постановления соответствующих ведомств.

Не могу сказать, что кто-то явно выступает за отмену ТУ. Скорее всего, это те участники рынка, кто не используют ТУ в практике своей работы и соответственно не видят в этом документе необходимости.

Среди таких специалистов – поставщики импортной продукции, так как на импортную продукцию, понятно, что ТУ быть не может, а также «новые» российские производители, которые занимаются «отверточной» сборкой импортной техники, или просто переклеивают этикетки. Сразу оговорюсь, что в этом нет ничего плохого. Подобный способ организации производства используется во всем мире.

OEM (Original equipment manufacturer) — способ производства продукции, при котором продукт, продающийся покупателям под оригинальным брендом поставщика, получается путём сборки из типовых компонентов, произведенных другим производителем, марка которого, как правило, не указывается в поставляемом продукте.

Проблема только в обеспечении и гарантии необходимого качества такой продукции, которую должен гарантировать поставщик. Для этого в различных странах существуют свои стандарты и свои методы управления производством и качеством продукции. Если эти стандарты и методы используются нашими производителями, то, наверное, и качество продукции должно быть на высоте.

Также стараются обойтись без ТУ и некоторые реальные российские разработчики и производители. Они не хотят тратить время на лишнюю, по их мнению, «бумажную», «бюрократическую» работу. И я их в этом прекрасно понимаю, но не поддерживаю, так как ТУ представляет собой важный элемент системы управления качеством и деятельностью предприятия.

Возможно, некоторые возразят мне, что этот элемент системы управления разработкой продукции, которая применялась еще при СССР и это уже анахронизм (хотя можно спорить по этому поводу). Но в целом они тоже правы, однако, все современные системы управления качеством продукции и деятельностью предприятия, также содержат немалое количество документов, и в немалой степени тоже «бюрократизированы». «Бюрократизация», в хорошем смысле этого слова – строгое следование формализованным правилам. Например, серия международных стандартов по управлению качеством ISO 9000, требует, кроме всего прочего, создания на предприятии целой системы документов, строго формализующих действия и производственные процессы.

Во-вторых, «противники» ТУ говорят, что все требования к продукции должны определяться стандартом ГОСТ, который утверждается на государственном уровне, а ТУ утверждает только руководство предприятия. Но одно другому никак не противоречит, так как именно в ТУ указываются все те ГОСТ, которым должна соответствовать продукция, а главное, что в ТУ прописываются все виды испытаний на соответствии требованиям стандартов применительно к конкретной продукции и условиям производства. Кроме того, продукция, в особенности, приборы систем ОПС, никак не могут уложиться в соответствии требований одного ГОСТ. Как минимум, даже для достаточно простого прибора, требуется не менее десятка стандартов, которым он должен соответствовать, и на которые должны быть ссылки в ТУ. Ведь, ТУ, в отличие от ГОСТ, делается на каждый конкретный продукт (прибор) каждого конкретного производителя. ГОСТ – определяет требования к определенному виду продукции, производимой многими производителями. Ну и соответственно, на наиболее массовую и достаточно простую продукцию существуют ГОСТ типа «Общие технические условия».

И, третье. «Дух» закона «О техническом регулировании» (по крайней мере, как он декларировался) – это снижение влияния на бизнес со стороны государства, путем уменьшения круга обязательного лицензирования деятельности и обязательной сертификации продукции. Однако реальность показала, что в области обеспечения безопасности только государство может и должно обеспечивать соблюдение обязательных требований. Передача лицензирования и сертификации в частные руки привела к снижению действенности и эффективности сертификации как механизма повышения безопасности и качества продукции. Многочисленные конторы по сертификации, предлагающие «любые сертификаты за 1 день», фактически дискредитируют эту деятельность и доверие к сертификатам.

В Европе и других передовых странах широко применяется добровольная сертификация и декларирование соответствия требованиям безопасности и качества продукции. Ценность декларации, в том, что там есть подпись ответственного лица – руководителя предприятия (компании), который персонально несет ответственность за безопасность и качество продукции, в отличие от сертификата, который подписывается руководителем органа по сертификации и экспертом, которые, на практике, не отвечают за качество и безопасность продукции в целом, а только за проведенные испытания и проверки.

ТУ также имеет подписи руководителя предприятия, а также непосредственных разработчиков продукции, что накладывает на них серьезную ответственность, и это, по моему мнению, делает ТУ более авторитетным документом, подтверждающим и гарантирующим качество, надежность и безопасность продукции, чем декларация или сертификат. В этом плане ТУ может выступать в качестве доказательственных материалов при декларировании соответствия на основании собственных доказательств в составе технической документации, как наиболее информативного документа, дающего представление о системе качества у производителя продукции.

Сторонники ТУ предпринимают попытки закрепить статус ТУ как нормативного документа по стандартизации на уровне ФЗ в проекте нового ФЗ «О стандартизации в РФ». Среди нововведений этого законопроекта, закрепление понятия «технические условия», под которыми понимается принятый изготовителем стандарт, устанавливающий требования к качеству, безопасности выпускаемой конкретной продукции (работам, услугам) и методам ее контроля.

«Глава 3. Документы по стандартизации

Статья 16. Виды документов

1. К документам по стандартизации относятся:

  • документы национальной системы стандартизации (национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, правила стандартизации, рекомендации по стандартизации);
  • стандарты организаций;
  • технические условия;
  • своды правил».

Если новый ФЗ «О стандартизации в РФ» будет принят в этой редакции, то споры о необходимости и статусе ТУ прекратятся. Конечно, ТУ также можно сделать чисто формально, и наставить на него сколько угодно подписей, но это уже предмет отдельного обсуждения.

Приоритет добровольной сертификации и декларирования качества и безопасности продукции будет работать только при условии, что производитель добровольно принимает на себя ответственность строго соблюдать обязательные требования, и полностью отвечает за это перед потребителем. ТУ, как не формальный документ системы подтверждения качества (сертификат или декларация) может служить для потребителя серьезным аргументом в пользу надежности производителя и качества его продукции.

Источник: Интернет сайт: Daily.Sec.Ru

Архив публикаций