НовостиСИГМА-группа компанийНаукаПроизводствоСтатьи и публикацииСертификатыЛицензииНаградыОтзывыКонтактыЦентральный офисСеверо-ЗападВакансииЛоготипы
| |
Планы и перспективы стандартизации в области СКУД
Александр Крахмалев,
Заместитель генерального директора группы компаний "СИГМА", к.т.н.
Национальный стандарт на системы контроля и управления доступом ГОСТ Р 51241--2008 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний" действует с 2009 г. Действующий вариант стандарта от 2008 г. -- это вторая редакция, и за время его действия накопился определенный опыт практического применения СКУД, появились новые технологии и компоненты. Особую роль в современном развитии СКУД играет внедрение IP-технологий и дальнейшее развитие на основе этих технологий, интеграции систем безопасности, в особенности интеграции СКУД и систем видеонаблюдения.
В соответствии с положениями о разработке стандартов, пересмотр стандартов рекомендуется производить не реже чем через 5 лет.
Первый вариант стандарта на СКУД был принят в 1998 г. Стандарт был разработан по инициативе НИЦ "Охрана" МВД России в рамках работ по национальной стандартизации в области систем противокриминальной защиты. Разработка проводилась российским техническим комитетом по стандартизации ТК 234 "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты". НИЦ "Охрана" МВД России -- ведущая организация комитета по стандартизации ТК 234. Работа над стандартом СКУД проводилась в НИЦ "Охрана" с середины 1990-х гг. в рамках развития нормативной базы на интегрированные системы безопасности (ИСБ).
Нормативная база для ИСБ
Понятие ИСБ впервые появилось в ведомственном нормативном документе МВД России: "Перечень технических средств вневедомственной охраны, разрешенных к применению в 1999 г." П 78.36.001--99. В "Перечне" появился раздел: "Интегрированные системы безопасности (комплексы технических средств безопасности, комбинированные системы безопасности)", в котором была дана формулировка термина ИСБ: "Данные системы включают в себя совместно функционирующие телевизионные системы наблюдения, системы контроля и управления доступом, охранную и пожарную сигнализацию, а также ряд дополнительных подсистем, обеспечивающих защиту от различных видов угроз, возникающих на объектах. Область применения ИСБ -- обеспечение комплексной безопасности больших, средних и особо важных объектов".
Для применения ИСБ потребовалась нормативно-техническая база. Охранная и пожарная сигнализация на то время была достаточно обеспечена стандартами и ведомственной научно-технической документацией (НТД). Потребовалась разработка стандартов на телевизионные системы наблюдения, впоследствии получившие название "системы охранные телевизионные (СОТ)", и, соответственно, на СКУД.
Новый подход к стандартизации в СКУД
Во второй редакции стандарта на СКУД (от 2008 г.) были учтены определенные замечания и предложения специалистов различных организаций, так или иначе связанных с контролем доступа.
С 2007 г. активно ведется работа над стандартизацией СКУД в международном техническом комитете МЭК ТК 79 Alarm and Electronic Security Systems ("Электронные системы тревожной сигнализации"). Подробнее о ходе работ над стандартами СКУД в ТК 79 было написано в статье "Новый подход МЭК к стандартизации в СКУД" (каталог "СКУД. Антитерроризм--2014"). Новый подход в стандартизации связан как раз с внедрением IP-технологий в СКУД и СОТ и проявился в активном влиянии международных промышленных ассоциаций Open Network Video Interoperability Forum (ONVIF) и Physical Security Interoperability Alliance (PSIA). Эти ассоциации, начинавшие работу с создания своих корпоративных стандартов в области IP-видеонаблюдения, в последние годы предлагают также свои стандарты и в области СКУД.
Все эти обстоятельства подтверждают актуальность дальнейшей работы по национальной стандартизации в области СКУД.
Текущая ситуация в национальной стандартизации
Прежде чем говорить о планах о пересмотре стандарта ГОСТ Р 51241--2008, хочу обратить внимание специалистов на общее текущее состояние дел в области национальной стандартизации.
С 2002 г. до настоящего времени нормативно-правовую основу стандартизации и сертификации определяет Федеральный закон №184-ФЗ "О техническом регулировании". Принятый в 2002 г., он отменил действующие на то время федеральные законы "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" и тем самым породил множество проблем в области национальной системы стандартизации. О недостатках этого закона и о проблемах, связанных с практикой его применения, написано множество статей и публикаций, в которых в частности говорилось о необходимости принятия нового закона "О стандартизации". Очевидно, критика возымела свое действие, и в октябре 2014 г. депутаты Государственной Думы России единогласно приняли в первом чтении проект федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации", разработанный Министерством промышленности и торговли РФ. Проект ФЗ согласован с рядом министерств и ведомств и был внесен в Правительство РФ в мае 2013 г.
В пояснительной записке к проекту ФЗ было отмечено, что "сложившаяся национальная система стандартизации в рамках Федерального закона "О техническом регулировании" не отвечает современным экономическим условиям, не позволяет решать широкий круг государственных и социально-экономических задач, в том числе для нужд обороны, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения конкурентоспособности российской продукции. Увеличился разрыв национальной системы стандартизации с наилучшими международными практиками в сфере стандартизации".
Проект еще не принят (на момент написания данной статьи). В окончательной редакции возможны изменения. В целом проект нового ФЗ сохраняет принципы, принятые в международной практике и в международных соглашениях в сфере стандартизации, заявленные в ФЗ "О техническом регулировании".
Особенности проекта нового ФЗ
Отметим некоторые моменты проекта нового ФЗ, связанные с его влиянием на практику разработки национальных стандартов:
- добровольность применения национальных стандартов;
- стандарты разрабатываются на основе консенсуса (согласие квалифицированного большинства членов технического комитета по стандартизации);
- публичность обсуждения и рассмотрения проектов стандартов;
- гармонизация национальных стандартов с международными и региональными стандартами;
- установления в стандартах требований, обеспечивающих возможность контроля их выполнения;
- разработчиком национальных стандартов является любое юридическое или физическое лицо, общественное объединение;
- повышение роли технических комитетов в разработке стандартов (в том числе проведение экспертизы проектов стандартов, представление в Росстандарт предложения о принятии или отклонении проектов).
Кроме того, при разработке национальных стандартов необходимо также учитывать новые редакции следующих основополагающих стандартов, в которых также есть определенные изменения:
- ГОСТ Р 1.2--2014. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.
- ГОСТ Р 1.5--2012. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
- ГОСТ Р 1.1--2013. Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности.
Проект нового ФЗ "О стандартизации в РФ", а также положения новых редакций основополагающих стандартов -- это тема отдельного обсуждения. Однако, по моему мнению, положения новых документов по стандартизации позволяют сделать вывод, что в разработке стандартов (по крайней мере, в области СКУД) основная роль принадлежит техническим комитетам по стандартизации, объединяющим на добровольной основе и на условиях равного представительства представителей государственных и негосударственных организаций, прежде всего, представителей промышленности и потребителей продукции. Эта тенденция также наблюдается в международной стандартизации по линии МЭК ТК 79 с вхождением в состав комитета ТК 79 представителей международных промышленных ассоциаций ONVIF и PSIA.
Ответственные организации в разработке новых стандартов
Стандартизацией в области СКУД занимается комитет ТК 234, соответственно, планы и перспективы развития СКУД находятся в его компетенции. Однако основная область деятельности ТК 234 -- это системы безопасности. Область применения СКУД значительно шире. Поэтому к разработке стандартов на СКУД нужно привлекать и другие технические комитеты (например, ТК 355 "Автоматическая идентификация", ТК 439 "Средства автоматизации и системы управления", ТК 098 "Биометрия и биомониторинг", ТК 22 "Информационные технологии").
Для информации приведу здесь перечень национальных и международных стандартов на СКУД.
Национальные стандарты на СКУД:
- ГОСТ Р 51241--2008: "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний".
- ГОСТ Р 54831--2011. "Системы контроля и управления доступом. Устройства преграждающие управляемые. Общие технические требования. Методы испытаний".
Стандарты на отдельные компоненты СКУД:
- ГОСТ Р 53705--2009. "Системы безопасности комплексные. Металлообнаружители стационарные для помещений. Общие технические требования. Методы испытаний".
- Серия стандартов на карты идентификационные -- 34 стандарта на карты идентификационные различных технологий. Серии стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373, ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15457 и др.
- Серия стандартов по биометрической идентификации -- 10 стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794 "Автоматическая идентификация. Идентификация биометрическая".
Международные стандарты на СКУД (некоторые находятся еще на стадии проектов):
- IEC 60839-11-1 Ed.1: Alarm and Electronic Security Systems -- Part 11-1: Electronic Access Control Systems -- System and Components Requirements ("Электронные системы контроля доступа. Требования к системам и компонентам").
- IEC 60839-11-2 Ed. 1.0 Alarm and Electronic Security Systems -- Part 11-2: Electronic Access Control Systems -- Application guidelines ("Электронные системы контроля доступа. Руководство по применению").
- IEC 60839-11-31 SOAP Base Protocol (ONVIF Core Specs) (МЭК 60839-11-31 SOAP Базовый протокол (на базе технических условий ONVIF)).
- IEC 60839-11-32 SOAP EACS Commands -- IP (МЭК 60839-11-32 SOAP EACS команды -- IP).
- IEC 60839-11-41 REST Base Protocol (PSIA Core Specs) (МЭК 60839-11-41 REST Базовый протокол (на базе технических условий PSIA)).
- IEC 60839-11-42 REST EACS Commands (МЭК 60839-11-42 REST EACS команды).
Международные стандарты на отдельные компоненты СКУД:
- IEC 62820 Ed.1. General Requirement for Building Intercom Systems ("Общие требования на интерком-системы для зданий"). В четырех частях:
- Part 1-1: Analog Building Security Intercom Systems (Часть 1-1 "Аналоговые интерком-системы для безопасности зданий");
- Part 1-2: Digital Building Security Intercom Systems (Часть 1-2 "Цифровые интерком-системы для безопасности зданий");
- Part 2: Advanced Building Security Intercom Systems (Часть 2 "Интерком-системы для безопасности зданий с расширенными возможностями");
- Part 3: Application Guidelines (Часть 3 "Руководство по применению").
- IEC 62692 Ed.1: Alarm and Electronic Security Systems -- Digital Door Lock Systems -- Requirements and Test Methods ("Цифровые дверные замки. Требования и методы испытаний").
Подведем итоги
- Широкая сфера применения СКУД, активное развитие новых технологий в СКУД, наличие на рынке множества производителей оборудования делает актуальной разработку стандартов в области СКУД.
- Состояние национальной стандартизации в области СКУД требует активизации работы. Действующий основной стандарт ГОСТ Р 51241--2008 требует обновления с учетом дальнейшего развития на его основе, новых стандартов на компоненты, интерфейсы взаимодействия, сводов правил на применение и т.д.
- Разработка национальных стандартов в соответствии с проектом нового ФЗ "О стандартизации" должна производиться на основе гармонизации с международными стандартами, однако необходимо учитывать в них интересы отечественного рынка. Особенно это актуально в условиях современной действительности.
- Международные стандарты на СКУД, разработанные в техническом комитете МЭК ТК 79 при участии России, также должны иметь возможность применения на территории РФ в установленном порядке. Для этого необходим квалифицированный перевод этих документов на русский язык. Это тем более необходимо, что русский язык является официальным языком ИСО и МЭК наряду с английским и французским.
- Национальные стандарты на СКУД были разработаны по инициативе НИЦ "Охрана" МВД России комитетом ТК 234 как компоненты интегрированных (комплексных) систем безопасности. В связи с более широкой сферой применения СКУД необходимо привлекать к разработке стандартов специалистов других технических комитетов и организаций, связанных с контролем доступа и заинтересованных в деятельности по стандартизации. Разработку можно вести в рамках ТК 234.
- Работа по стандартизации требует значительного финансирования. В проекте нового ФЗ "О стандартизации" есть статья 32 ("Источники и порядок финансирования работ по стандартизации"). В этой статье предусмотрено финансирование только из двух источников -- за счет средств федерального бюджета и за счет средств государственных корпораций, организаций и общественных объединений. Этого явно недостаточно. В мировой практике значительная доля финансирования работ по стандартизации происходит за счет бизнеса, например в Германии до 80%. Считаю, что со стороны соответствующих государственных структур необходима разработка специальных мер для привлечения бизнеса к финансированию работ по стандартизации.
Архив публикаций