О концепции комплексной безопасности


А.К. Крахмалев
Начальник отдела ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России, к.т.н., проф., акад. ВАНКБ

Обеспечение защиты жизни, здоровья человека, его имущества, окружающей природы от различных угроз - одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством. Она относится к числу первостепенных задач государства, которую наряду с ним должны решать также и организации (как государственные, так и негосударственные), сталкивающиеся в своей деятельности с различными вопросами обеспечения безопасности

Компромиссное решение

Множество различных угроз и опасностей, которые окружают человека в процессе его жизнедеятельности, делают указанную задачу достаточно сложной. Ее решением занимаются самые различные ведомства, институты и специалисты, причем каждый, как правило, решает вопросы, относящиеся к своей области деятельности (безопасность пожарная, экологическая, промышленная, транспортная и т.д.).

В последние годы сложилось понятие комплексной безопасности, как наиболее перспективного направления решения задачи защиты жизни, здоровья человека, его имущества, окружающей природы. Из самого термина - "комплексная" - следует, что речь идет о решении нескольких (многих) задач по безопасности одновременно. Это, собствено, вытекает из насущной потребности человека - иметь защиту от всех видов угроз. Понятно, что на практике решение такой задачи нереально. Наряду с многочисленными имеющимися угрозами постоянно появляются новые, меняется их характер и степень опасности. Поэтому можно говорить только о достижении некоторого компромиссного решения и обеспечивать защиту комплексно только от конечного набора наиболее опасных и реальных угроз.

Вопросы создания нормативной базы

Понятия "комплексная безопасность" и "комплексные системы безопасности" в последние годы широко используются в практике специалистов, предприятий, фирм, государственных ведомств и других организаций, занимающихся вопросами обеспечения безопасности в различных областях деятельности.

ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России на протяжении последних лет внедряет в практику интегрированные (комплексные) системы безопасности, представляющие собой объединение на общей аппаратно-программной платформе средств охранной и пожарной сигнализации (ОПС), контроля и управления доступом (СКУД) и охранного телевидения (СОТ). Это позволяет обеспечить защиту различных объектов от нескольких видов (комплекса) угроз.

Работа в данном направлении проводится также в части создания нормативной базы и стандартов в области комплексных систем безопасности. Эта работа осуществляется совместно со многими организациями, входящими в технический комитет ТК 234 "Технические средства противокриминальной безопасности" (ведущая организация - "ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России) и в технический комитет ТК 439 "Средства автоматизации и системы управления" (ведущая организация -Международная ассоциациия МА "Систем-Сервис").

В настоящее время имеется достаточно много нормативных документов, стандартов, рекомендаций, ведомственных норм и правил, в которых в той или иной мере рассматриваются вопросы комплексного подхода к безопасности Существует множество организаций, которые предлагают свои собственные методы в построении комплексных систем безопасности. Все эти подходы имеют много общего, однако есть в них большое количество различий и особенностей, а зачастую и противоречий, что затрудняет их применение на практике.

Задача создания комплексной системы безопасности достаточно сложна и требует серьезного и ответственного подхода, который должен опираться на определенные правила, закрепленные в нормативных документах. Наличие множества факторов, связанных с комплексностью задачи, усложняет эти правила, что может не только мешать эффективному решению поставленных задач, но даже приводить к ошибкам. Поэтому предлагается при разработке нормативных документов придерживаться следующего принципа: "Сложные правила должны иметь простое объяснение - это поможет избежать серьезных ошибок".

Концепция - основа решения сложных задач

Одним из эффективных методов, способствующих решению сложных задач, представляется разработка концепции как первого этапа создания проекта сложных систем.

Термин "концепция" (от лат. conceptio - понимание, система) означает определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для их систематического освещения. Этот термин употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.

Несмотря на это достаточно общее определение, имеющее некий "философский" уклон, разработка концепции (как некоторого начального документа) получила довольно широкое распространение даже на этапе проектирования систем безопасности различных объектов.

Современное состояние нормативной базы, относящейся к комплексным системам безопасности, и опыт работы в этом направлении технических комитетов при НИЦ "Охрана" МВД России ТК 234 и ТК 439 при МА "СистемСер-вис" подтверждают целесообразность создания "Концепции комплексной безопасности". Планируется, что подготовка данного документа будет осуществляться в рамках проведения совместных работ по стандартизации в области систем безопасности. 

Исходные положения концепции

При разработке концепции предлагается исходить из следующих положений:

  1. Цель создания концепции комплексной безопасности - практическая направленность - разработать исходный документ достаточно краткого содержания, который мог бы служить основой для достижения конечной цели, а именно для формирования комплексной системы безопасности (системы защиты) для конкретного (проектируемого) объекта.
  2. Методологическая основа подхода при проектировании комплексных систем безопасности должна базироваться на анализе угроз и оценке риска.
  3. Необходимо учитывать множественность объектов защиты и множественность угроз, вероятностный характер действия угроз (любая угроза присутствует всегда на любом объекте)
  4. Никакими мерами нельзя полностью исключить опасность, можно только говорить о степени снижения риска до некоторого приемлемого уровня. Исходя из этого, основной критерий эффективности системы безопасности -степень снижения уровня риска угрозы. Для комплексной системы показателем эффективности будет служить также количество угроз, риски которых система может снизить.
  5. Приемлемые уровни риска должны быть установлены документами более высокого уровня - федеральными законами по безопасности, международными соглашениями в области безопасности, техническими регламентами (в статусе федеральных законов или постановлений правительства) и т.д. Эти риски - максимально допустимые в реальных условиях технико-экономического и социального состояния общества. Таким образом, критерий качества системы безопасности следует рассматривать как степень снижения уровня риска по сравнению с максимально допустимым.
  6. Для создания эффективных систем защиты необходимы: выявление наиболее вероятных (наиболее опасных) угроз, уточнение объекта защиты (критического элемента объекта) и конкретизация вида безопасности. Для этого требуется определить структуру взаимодействия объектов защиты и источники угроз.
  7. При создании комплексной системы безопасности необходимо учитывать фактор интеграции и взаимодействия подсистем и компонентов. Некоторые подсистемы, эффективно действующие по критерию снижения риска отдельно взятой угрозы, могут повышать риски других опасностей. Из этого следует еще один критерий эффективности и качества комплексной системы безопасности - обобщенный (интегрированный) показатель степени снижения риска по всей выборке наиболее опасных угроз.

Процесс выбора угрозы

Рассмотрим схему для определения структуры взаимодействия объектов защиты и источников угроз (см. рисунок). Схема предназначена для конкретизации задачи при формировании требований к комплексным системам безопасности - как для создания нормативных документов, так и при разработке требований и характеристик систем безопасности различных объектов, исходя из целей и задач обеспечения безопасности отдельными компонентами комплексной системы.

На схеме показан процесс выбора (конкретизации) области действия при создании нормативного документа или конкретной системы для защиты объекта от заданной угрозы. Это необходимо для четкого проведения анализа угроз и оценки риска при решении задачи защиты объекта и выбора эффективных методов защиты. На схеме показан процесс выбора источника угроз и объекта защиты от угроз. Здесь источники угроз и объекты защиты даны в наиболее общем виде: человек - природа - техногенная среда. Эти три компонента могут выступать как в качестве источника угроз, так и в качестве объекта защиты. На схеме представлен результат выбора:

  • источник угроз - человек (преднамеренные действия);
  • объект защиты - техногенная среда (1 - здания, строения, сооружения, их отдельные части и территории, занимаемые ими или прилегающие к ним, а также отдельные предметы; 2 - информация; 3 - транспортные средства);
  • результат - обеспечение безопасности объектов (вида 1, 2, 3) от угроз, исходящих от преднамеренных действий человека.

Таким образом, схема позволяет увидеть подходы к анализу угроз, оценке риска, выбору методов защиты и параметров систем. Для комплексных систем такой процесс проводится по каждой составляющей пары: угроза - объект защиты.

Проект содержания концепции

Далее предлагается проект краткого содержания (перечня) тех вопросов, которые должны найти отражение в "Концепции комплексной безопасности".

1. Общие положения

1.1. Статус, назначение, цели и задачи концепции
1.2. Основные определения, понятия и принципы
1.3. Факторы, влияющие на обеспечение комплексной безопасности объектов
1.4. Нормативно-правовые основы концепции

2. Современное состояние обеспечения комплексной безопасности

2.1. Классификация объектов
2.2. Состояние и уровень безопасности объектов
2.3. Состояние и уровень правового обеспечения безопасности объектов
2.4. Состояние научно-технического обеспечения комплексной безопасности
2.4. Состояние нормативного обеспечения комплексной безопасности объектов

3. Объекты защиты и угрозы безопасности

3.1. Категорирование объектов защиты по степени защиты от угроз
3.2. Анализ угроз безопасности

3.2.1. Угрозы природного характера
3.2.2. Угрозы техногенного характера
3.2.3. Угрозы антропогенного характера

3.3. Оценка риска угроз

3. Направления деятельности в области обеспечения комплексной безопасности объектов

4.1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения комплексной безопасности
4.2. Совершенствование научно-технического обеспечения комплексной безопасности
4.3. Совершенствование учебно-методического обеспечения комплексной безопасности
4.4. Внедрение современных технических средств и систем обеспечения комплексной безопасности

5. Программа действий по реализации концепции 

Источник: Журнал "Системы безопасности", №1, 2008

Архив публикаций