УДК 006.83.012.024
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ - БАЗА ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРОЕКТ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
© А. К. Крахмалев,
кандидат технических наук, заместитель генерального директора Группы компаний «СИГМА» (г. Москва).
Аннотация: статья посвящена нормативно-техническому обеспечению интеграции систем безопасности в свете проекта нового Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».
Ключевые слова: интегрированные системы безопасности, контроль и управление, техническое регулирование, стандартизация.
Интеграция систем безопасности — это перспективное направление в развитии систем безопасности было сформировано в 80-90 годах XX века в Научно-исследовательском центре (НИЦ) «Охрана» МВД России совместно с предприятиями-партнёрами и с тех пор активно развивается как в России, так и за рубежом. С момента создания Центра была поставлена задача разработки приборов охранной и пожарной сигнализации для широкого круга объектов народного хозяйства, начиная от квартир граждан. Уже тогда появилась идея создания приборов, объединяющих (интегрирующих) функции охранной и пожарной сигнализации.
В 1984 году был принят базовый стандарт отрасли — ГОСТ 26342-84 «Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры» [1]. В этом стандарте есть определение понятия комплекса охранно-пожарной сигнализации, в котором уже определена интеграция двух функций.
Комплекс охранно-пожарной сигнализации есть совокупность совместно действующих технических средств охранной, пожарной и (или) охранно-пожарной сигнализации, установленных на охраняемом объекте и объединённых системой инженерных сетей и коммуникаций.
Развитие техники и технологий в 90-е и последующие годы привело к активному внедрению в отрасль безопасности систем контроля доступа и видеонаблюдения. Особую роль эти системы играют в обеспечении противокриминальной защиты.
Исследования и разработки, которые проводились в НИЦ «Охрана» совместно с партнёрами в сфере применения систем контроля доступа и видеонаблюдения для защиты от несанкционированного проникновения (противокриминальная защита), привели к формированию понятия «интегрированные системы безопасности» (ИСБ), как совокупности систем охранной, пожарной сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения. Соответственно к 2000 году были приняты стандарты: ГОСТ Р 51558-2000 «Системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний» [2] и ГОСТ Р 51241-98 «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний» [3], которые составили (наряду со стандартами охранно-пожарной сигнализации) нормативно-техническую базу для ИСБ.
Однако единого (общего) стандарта в рамках ГОСТ на ИСБ в то время разработано не было. Определённую роль в этом сыграло то, что ведомство Государственной пожарной службы (ГПС) перешло в подчинение МЧС России, а Центр «Охрана» вышел из состава ВНИИПО и остался в подчинении МВД России. Соответственно, в главные задачи Центра с тех пор входит только развитие систем охраны (противокриминальной защиты). Тем не менее, идеи интеграции продолжают развиваться и поддерживаются многими предприятиями, организациями, объединениями, в том числе и техническими комитетами по стандартизации, как в России, так и за рубежом, а также в международных комитетах ISO/IEC, CEN/CENELEC.
Интерес к интеграции с точки зрения стандартизации проявляется в том, что понятия «интегрированные», «комплексные», «комбинированные» системы безопасности присутствует во многих стандартах и нормативных документах, которые в настоящее время разработаны и вновь разрабатываются различными организациями и ведомствами. Зачастую эти понятия трактуются по-разному. Однако главная цель стандартизации — выработать единые подходы, начиная с общих понятий и терминологии.
В соответствии с обсуждением проекта новых стандартов ГОСТ Р «Информационные технологии. Системы безопасности комплексные и интегрированные» считаю необходимым учитывать действующие стандарты и другие НТД в этой области (как отечественные, так и международные), чтобы обеспечить преемственность и согласованность этих документов.
Прежде чем говорить о разработке новых стандартов ГОСТ Р «Информационные технологии. Системы безопасности комплексные и интегрированные», хочу обратить внимание специалистов на общее текущее состояние дел в области национальной стандартизации.
До настоящего времени нормативно-правовую основу стандартизации и сертификации определяет Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [4]. Принятый в 2002 году, он отменил действующие на то время Федеральные законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг», породив множество проблем в области национальной системы стандартизации. О недостатках этого закона и о проблемах, связанных с практикой его применения, написано множество статей и публикаций, в которых, в частности, говорилось о необходимости принятия нового закона «О стандартизации». Очевидно, критика возымела своё действие и в октябре 2014 года депутаты Государственной Думы России приняли в первом чтении проект Федерального закона «О стандартизации в Россий-ской Федерации» [5].
В пояснительной записке к данному проекту [6] отмечалось, что «сложившаяся национальная система стандартизации в рамках Федерального закона «О техническом регулировании» не отвечает современным экономическим условиям, не позволяет решать широкий круг государственных и социально-экономических задач, в том числе для нужд обороны, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения конкурентоспособности российской продукции. Увеличился разрыв национальной системы стандартизации с наилучшими международными практиками в сфере стандартизации».
Проект ещё не принят, в окончательной редакции возможны изменения, однако необходимо учитывать его положения и особенности при разработке ГОСТ Р.
Отмечу некоторые моменты проекта нового Федерального закона (ФЗ), связанные с его влиянием на практику разработки национальных стандартов. Привожу их без комментариев, так как объём настоящей статьи не даёт возможности детальной разборки положительных и отрицательных сторон:
Кроме того, при разработке национальных стандартов необходимо учитывать и новые редакции следующих основополагающих стандартов, в которых также есть определённые изменения:
Проект нового ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а также положения новых редакций основополагающих стандартов — это тема отдельного обсуждения. Однако, по моему мнению, положения новых документов по стандартизации позволяют сделать вывод, что в разработке стандартов основная роль принадлежит техническим комитетам по стандартизации, объединяющим на добровольной основе и на условиях равного представительства представителей государственных и негосударственных организаций, прежде всего, представителей промышленности и потребителей продукции. Эта тенденция также наблюдается в международной стандартизации по линии МЭК ТК 79 с вхождением в состав комитета ТК 79 представителей международных промышленных ассоциаций ONVIF и PSIA.
В заключении в порядке разработки предложений в области стандартизации ИСБ подчеркнём следующее:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Архив публикаций
Дата печати: 22 Dec 2024 01:31:32 |