Александр Крахмалев
Заместитель генерального директора ООО "СИГМА-ИС",
к.т.н., проф., академик ВАНКБ
Системы контроля и управления доступом (СКУД) играют важнейшую роль в обеспечении безопасности и занимают существенную долю рынка систем безопасности. Соответственно международная стандартизация в этой области играет важнейшую роль
СКУД имеют очень широкую сферу применения в различных областях, связанных с идентификацией объектов и человека: логистика, транспорт, торговля, контроль и учет рабочего времени, биометрические системы идентификации личности в паспортном контроле, медицине, криминалистике, контроль доступа к информационным ресурсам, различные платежные и банковские системы и т.д. Это позволяет говорить о значительных объемах рынка СКУД и о перспективности его дальнейшего развития в общемировом масштабе.
О проблемах стандартизации в России
Вступление России в ВТО, которое произошло в декабре 2011 г., увеличивает роль международной стандартизации как с точки зрения применения международных стандартов в России, так и с точки зрения участия российских специалистов в их разработке.
Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с учетом всех последних изменений и добавлений) напрямую указывает на приоритетность применения международных стандартов.
Однако хочу еще раз обратить внимание специалистов на проблемы в области национальной стандартизации, которые были вызваны принятием в 2002 г. федерального закона № 184-ФЗ, цель которого декларировалась его создателями как реформирование системы национальной стандартизации в России. С критикой этого закона, в том числе с весьма радикальной, можно познакомиться на страницах различных журналов и в Интернете. Очередной раз она прозвучала в декабре 2012 г., на конференции, когда было отмечено, что выполнение закона № 256-ФЗ потребует создания нормативной базы стандартов по безопасности и соответствующей активной работы специалистов технических комитетов по стандартизации. Однако в выступлениях было отмечено, что Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" практически блокировал работу по национальной стандартизации в России.
Как показывает практика
Можно очень долго дискутировать по этому вопросу и анализировать доводы сторонников и противников этого закона, однако приведу несколько примеров, исходя из принципа "практика -- критерий истины", которые, по моему мнению, подтверждают правоту противников закона "О техническом регулировании".
1. С 2002 г. принято только 24 технических регламента вместо нескольких сотен запланированных (в первоначальных планах порядка 700).
2. Сами термины "техническое регулирование" и "технический регламент" в практике отечественных технических специалистов и специалистов по стандартизации использовались в достаточно узком специализированном значении, а появление их в нормативно-правовых документах уровня ФЗ связано с некорректным переводом зарубежных англоязычных нормативных документов в области стандартизации. По этому поводу приведу сокращенную цитату (www.rg.ru/2007/02/20/tehreglament.html):
"Англоязычный термин technical regulation используется в Руководстве 2-1991 ИСО МЭК "Общие термины, касающиеся стандартизации и связанной с ней деятельности". Этот термин использован в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле и определяется как документ, устанавливающий (регламентирующий) определенные характеристики товара и процессов его производства, соблюдение которых обязательно. Это общепринятое в мире определение стандарта переводится с английского как "техническая норма" -- синоним стандарта, но не "технический регламент" -- понятие совсем иное (документы, регламентирующие правила использования продукции и объектов). Обязательно соблюдаемая техническая норма у нас прежде именовалась государственным стандартом. В упомянутых документах ИСО указан еще и просто "стандарт", применяемый добровольно, у нас это – "стандарты предприятий".
3. Многочисленные поправки к этому закону, которые принимались за прошедшее время, только внесли еще большую путаницу в его толкование и фактически свели на нет те рациональные положения, которые декларировались этим законом в первоначальном варианте. Например, снижение влияния государства на бизнес путем уменьшения круга обязательного лицензирования деятельности и сертификации продукции. С одной стороны, реальность показала, что в области обеспечения безопасности только государство может и должно обеспечивать соблюдение обязательных требований. С другой стороны, передача лицензирования и сертификации в частные руки привела к снижению действенности и эффективности сертификации как механизма повышения безопасности и качества продукции. Многочисленные конторы по сертификации, предлагающие "любые сертификаты за 1 день", фактически дискредитируют эту деятельность.
Можно привести еще много примеров других проблем в вопросах национальной стандартизации, вызванных этим законом. Перспектива их решения -- в принятии нового закона "О стандартизации", который должен заменить № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Работа над международными и российскими стандартами продолжается
Несмотря на существующие проблемы и трудности с "техническим регулированием" и "техническими регламентами", работа над стандартами -- международными и национальными -- в области безопасности продолжается. Работа по стандартизации в области систем противокриминальной защиты, куда входят СКУД, проводится российским техническим комитетом по стандартизации ТК 234 "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты" и техническим комитетом Международной электротехнической комиссии МЭК/ТК 79 "Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности".
Определенным знаковым событием в этой работе стало то, что впервые в России организовано и проведено международное заседание технического комитета МЭК/ТК 79.
C 27 по 28 июня 2012 г. в городе Дубне Московской области прошло пленарное заседание МЭК/ТК 79 "Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности". На заседании присутствовали делегаты из 12 стран, в том числе из Китая, США, Канады, Швеции, Швейцарии, Италии, Франции, Южной Кореи, Ирландии, Германии и др.
Заседание было организовано российским техническим комитетом по стандартизации ТК 234 "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты" (ФКУ НИЦ "Охрана" МВД России) при поддержке Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России (Росстандарт), МВД России, ОАО "Особая экономическая зона ТВТ "Дубна", администрации Дубны.
27 июня 2012 г. делегаты обсуждали текущие вопросы по проектам новых международных стандартов в рабочих группах WG11 "Системы контроля доступа" и WG12 "Системы видеонаблюдения".
28 июня в Доме международных совещаний состоялось пленарное заседание МЭК/ТК 79, на котором делегаты обсудили общие вопросы стандартизации в области систем тревожной сигнализации и электронных систем безопасности и стратегический план дальнейшей работы комитета.
Рис. 1 Делегаты -- члены МЭК/ТК 79
Рис. 2 Пленарное заседание МЭК/ТК 79
Рис. 3 Совещание рабочих групп МЭК/ТК 79
Состояние стандартизации в области СКУД
В деятельности МЭК/ТК 79 по стандартизации особое внимание уделяется СКУД и СОТ (системам охранного телевидения). Это связано с тем, что за последние годы эти системы стремительно развивались в сфере обеспечения безопасности. В 2007 г. в рабочую программу МЭК/ТК 79 была включена разработка ряда документов по стандартизации СКУД и СОТ. За основу для разработки международного стандарта на СКУД приняли предложение Канады -- национальный стандарт Канады CAN/ULC-S319-05 Electronic Access Control Systems ("Электронные системы контроля доступа").
Для работы над проектом была создана рабочая группа WG11, в состав которой вошли и представители от России. В настоящее время рабочей группой подготовлена очередная редакция проекта международного стандарта IEC 60839-11-1 Ed.1: Alarm systems -- Part 11-1: Electronic access control systems -- System and components requirements ("Электронные системы контроля доступа. Требования к системам и компонентам"). Последняя редакция документа была представлена на совещании в Дубне.
Краткая информация о содержании и особенностях предпоследней редакции этого стандарта была опубликована в статьях:
* О подготовке новых международных стандартов в области СКУД // СКУД. Антитерроризм-2011. -- С. 12--13.
* Классификация СКУД по проекту международного стандарта IEC 60839-11-1 // СКУД. Антитерроризм-2012. -- С. 8--9.
Процесс работы над стандартом
В соответствии с процедурой разработки международных стандартов работа над стандартом проходит шесть стадий. Представленная на совещании в Дубне редакция стандарта находится на пятой стадии -- проект комитета, рассылаемый на голосование (Committee Draft Voting, CDV), -- это проект комитета, доработанный группой экспертов с учетом поступивших замечаний. Таким образом, работа над стандартом близка к завершению. Окончательная стадия -- проект международного стандарта (Final Draft International Standard, FDIS) -- это доработанный группой экспертов с учетом поступивших замечаний по предыдущей стадии окончательный проект международного стандарта. Это стадия, на которой осуществляется утверждение стандарта.
В процессе работы над стандартом специалистами рабочей группы WG11 было принято решение, что первоначальный проект документа в связи с его значительным объемом необходимо разбить на отдельные стандарты. Таким образом, стандарт будет состоять из четырех частей. Первая часть -- IEC 60839-11-1 Ed.1: Alarm systems -- Part 11-1: Electronic access control systems -- System and components requirements ("Электронные системы контроля доступа. Требования к системам и компонентам") планируется к утверждению в июне 2013 г.
В планы дальнейшей работы включены еще три документа:
* IEC 60839-11-2 Ed. 1.0 Alarm systems -- Part 11-2: Electronic access control systems -- Application guidelines ("Электронные системы контроля доступа. Руководство по применению").
* IEC 60839-11-3 Ed. 1.0 Alarm systems -- Part 11-3: Systems for use in security applications -- IP Security Device Base Protocol ("Системы для использования в приложениях безопасности. Базовый протокол защиты IP-устройств").
* IEC 60839-11-4 Ed. 1.0 Alarm systems -- Part 11-4: Systems for use in security applications -- Physical Access Controller Protocol ("Системы для использования в приложениях безопасности. Физический протокол контроллеров доступа").
Последние два стандарта распространяются в том числе и на системы видеонаблюдения. Планируемый срок окончания работ по всем этим документам -- июль 2015 г.
В 2011--2012 гг. в МЭК/ТК 79 были поставлены новые темы работы над стандартами, также касающиеся непосредственно систем контроля доступа.
Представителями Южной Кореи была предложена тема разработки стандарта на цифровые дверные замки: IEC 62692 Ed.1. Digital door lock system standard (including component requirements) ("Цифровые дверные замки (включая требования к компонентам").
Экспертами из Китая предложена тема стандарта на интерком-системы для зданий (домофонные и видеодомофонные системы): IEC 62820 Ed.1. General requirement for building intercom systems ("Общие требования на интерком-системы для зданий").
Эти новые темы после обсуждения членами МЭК/ТК 79 были включены в план работы технического комитета, сформированы соответствующие рабочие группы из экспертов и начата работа над стандартами.
Стандартизация идентификаторов
Касаясь вопроса стандартизации СКУД, нельзя не отметить важнейшие компоненты систем доступа -- идентификаторы. В конце концов именно они (и в целом принципы и устройства идентификации) определяют базовые характеристики СКУД. Однако сфера использования идентификаторов значительно шире. Соответственно международной стандартизацией идентификаторов занимаются и другие технические комитеты ИСО/МЭК. Наиболее широко в качестве идентификаторов применяются пластиковые карты различных технологий, радиочастотные идентификаторы RFID и Proximity, электронные ключи и др. Особо можно отметить биометрические технологии. Соответственно международная стандартизация в этой области ведется также очень активно. Приведу только несколько примеров:
1. Серия стандартов на карты идентификационные представляют собой международные стандарты, переведенные на русский язык и принятые в России в качестве национальных. В эту серию входят 34 стандарта на карты идентификационные различных технологий. Серии стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373, ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15457 и др.
2. Аналогично в качестве национальных в России принята серия международных стандартов по биометрической идентификации. Это серия из 10 стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794 "Автоматическая идентификация. Идентификация биометрическая".
3. Очень активно развиваются RFID-технологии идентификации. Соответственно появляются и международные стандарты в этой области. Это серия стандартов ISO/IEC 18000, которая описывает серию разнообразных RFID-технологий, каждая из которых использует уникальный диапазон частот. ISO/IEC 18000 состоит из 6 частей под общим названием "Информационные технологии -- Радиочастотная идентификация". Методы испытаний для различных частей стандарта ISO/IEC 18000 определены в соответствующих частях стандарта ISO/IEC 18047 (два стандарта). Методы тестирования определены в стандартах ISO/IEC 18046 (6 стандартов). Разработкой этих стандартов занимается подкомитет SC31 "Автоматическая идентификация и методы сбора данных" технического комитета ISO/IEC JTC1 "Информационные технологии".
Расширение области стандартизации
Область стандартизации МЭК/ТК79 не может ограничиваться только деятельностью по безопасности. Имеются многочисленные взаимосвязи в стандартах, которые требуют учитывать и согласовывать каждый конкретный документ с другими областями стандартизации и с наработками, и с интересами других технических комитетов.
МЭК/ТК79 взаимодействует в области криминальной безопасности с другими комитетами международных и европейских органов по. На рис. 4 приведена структура взаимодействия МЭК/ТК79. Особо следует отметить, что в состав комитета с 2010 г. наряду с представителями национальных органов по стандартизации вошли представители международных промышленных ассоциаций ONVIF и PSIA. И нужно отметить, что эти корпоративные члены оказывают все большее влияние на разработку международных стандартов. Особенно это проявляется в разработке стандартов на системы IP-видеонаблюдения. ONVIF и PSIA также активно включились и работу по стандартизации СКУД.
Рис. 4 Структура взаимодействия МЭК/ТК79
Подводя итоги можно отметить:
1. Международная стандартизация в области СКУД активно развивается.
2. В связи с вступлением в ВТО участие российских специалистов в этой деятельности чрезвычайно актуально и необходимо.
3. Возрастает роль в международной стандартизации не только национальных органов по стандартизации, но и транснациональных промышленных ассоциаций.
4. Применение международных стандартов не должно заменить деятельность по национальной стандартизации. Все ведущие страны, участвуя в международной стандартизации и входя в ВТО, тем не менее имеют свои национальные стандарты, которые в том числе обеспечивают определенную защиту национального рынка.
5. Необходим новый закон о стандартизации, в котором были бы учтены и исправлены последствия неудачных реформ в этой области.
Архив публикаций
https://www.sigma-is.ru/articles/art_skud_ | Дата печати: 21 Nov 2024 18:23:38 |