Развитие национальной системы стандартизации до 2020 года


Скачать

Елена Самышкина.
Начальник сектора отдела 1 ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России, ответственный секретарь ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты».
Владимир Курдиманов.
Старший научный сотрудник отдела 1 ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России, член секретариата ТК 234.
Василий Гаркавенко.
Научный сотрудник отдела 1 ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России.

 Техническим комитетом по стандартизации «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты» разработан ряд мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации. Данные мероприятия включены в Комплексный межведомственный план, который создан на период до 2020 г.

 Вопросы защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц являются неотъемлемыми конституционными положениями. От уровня качества решения данных вопросов напрямую зависит безопасность страны в целом.

Стандартизация - одно из самых эффективных средств регулирования и защиты на внутреннем рынке интересов отечественных производителей и граждан. Именно стандарты с допустимой долей гармонизации должны регламентировать совместимость отечественной продукции и постоянно поступающего зарубежного оборудования. Исходя из чего, как это принято во всем цивилизованном мире, необходимо запрещать ввоз импортной продукции, противоречащей установленному уровню требований, существующих в данной стране.

Последствия открытого рынка

С введением в действие добровольной основы использования стандартов внутренний рынок лишился всех защитных барьеров и оказался открытым для некачественной продукции. Но данный шаг был сделан осознанно, с целью устранения барьеров перед вступлением России в ВТО. Взамен стандартам Федеральный закон «О техническом регулировании» вводит понятие «Технический регламент», действие которого должно быть обеспечено нормативными документами по технической стандартизации, с получением правового статуса подзаконных актов, выполнение требований которых становится обязательным.

Стандартизация в области технических средств безопасности в настоящее время попадает под область деятельности технического комитета по стандартизации ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты», который образован и функционирует на базе Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» МВД России» в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.1 2.2005 г. № 1927.

Задачи комитета по стандартизации

За время существования ТК 234 была создана целая система стандартов в данной области (более 30), которые устанавливают требования к различным техническим средствам систем охранной сигнализации, систем охранных телевизионных, систем контроля управления доступом и т.д., предназначенных для защиты объектов различных категорий. Функционирование ТК 234 на уровне национальной и межгосударственной стандартизации полностью отвечает глобальным целям и задачам стандартизации, таким как:

Гармонизация ГОСТ Р с международными стандартами

В рамках вектора гармонизации при разработке национальных стандартов необходимо придерживаться международных аналогов. Исключение составляют те случаи, когда:

Поэтому очень важным становится взаимодействие с «зеркальным» международным техническим комитетом по стандартизации. Данная возможность имеется благодаря тому, что ТК 234 уполномочен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии представлять интересы Российской Федерации в техническом комитете по стандартизации МЭК ТК 79 «Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности» в Международной электротехнической комиссии.

В 2013 г была проведена глубокая аналитическая работа, направленная на интеграцию требований международных стандартов МЭК в разработку проектов ГОСТ Р

План стандартизации 2020

Сегодня без оценки взаимодействия с МЭК ТК 79 нельзя рассматривать состояние национальной стандартизации в рамках ТК 234 со всеми разработанными, действующими и планируемыми национальными стандартами. Проекты программ национальной стандартизации по ТК 234 и на ближайшую перспективу - до 2017 г., и на среднесрочную - до 2020 г - уже разработаны с учетом интеграции требований международных стандартов МЭК ТК 79 и ГОСТ Р Такое сотрудничество носит однозначно взаимовыгодный характер и способно вызвать определенные изменения на рынке систем безопасности.

Так, во исполнение мероприятий п. 2.1 протокола заседания подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 19 декабря 2012 г. №5 (утвержден первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем правительственной Комиссии по экономическому развитию и интеграции И.И. Шуваловым) в рамках технического комитета по стандартизации ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты» проводится работа, направленная на выполнение Программы национальной стандартизации на период до 2020 г. с учетом необходимости обеспечения гармонизации фонда документов с соответствующими международными документами на уровне 65-70% в двух приоритетных направлениях:

Разработанный в 2013 г. перспективный План национальной стандартизации по ТК 234 предусматривает создание еще порядка 30 новых проектов ГОСТ и ГОСТ Р до 2020 г.

Остановимся на некоторых новых документах, предусмотренных указанным планом, которые уже вступили в действие, разрабатываются в 2014 г. или планируются в разработку в 201 5-м.

Новые стандарты ГОСТ Р 2013

В 2013 г вступили в действие новые стандарты.

ГОСТ Р 50659-2012 «Извещатели радиоволновые доплеровские для закрытых помещений и открытых площадок. Общие технические требования и методы испытаний».

Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2012 г № 1042-ст с введением в действие с 1 января 2014 г.

Данный стандарт разработан специалистами ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России, ГУВО МВД России с целью пересмотра ГОСТ Р 50659-94. Интересно отметить, что действие отдельных стандартов серии МЭК 60839, на базе которых были разработаны и действовали отдельные стандарты ГОСТ Р, отменено с 2011 г. с соответствующей заменой стандартами серии МЭК 62642.

В рамках национального технического комитета по стандартизации ТК 234 были проведены мероприятия по формированию позиции при голосовании по проектам данных международных стандартов, когда они были распространены в рамках МЭК ТК 79 «Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности». Когда ТК 234 голосовал «против» принятия отдельных стандартов в данной серии стандартов МЭК, на всех стадиях разработки были представлены технические замечания для включения в проекты стандартов МЭК. Поскольку требования российских специалистов не были учтены в полном объеме, ТК 234 голосовал против отмены действия стандартов МЭК 60839 и введения в действие серии стандартов МЭК 62642, мотивируя свою позицию наличием в нашей стране более жестких требований к техническим средствам обнаружения проникновения. Такая позиция и послужила обоснованием для пересмотра ГОСТ Р 50659/МЭК 60839-2-5 с заменой данного документа только национальным стандартом ГОСТ Р без гармонизации с требованиями МЭК 62642-2-3, который устанавливает требования лишь к извещателям, предназначенным для использования в закрытых помещениях.

Изменения коснулись целого ряда функциональных требований к радиоволновым доплеровским извещателям (в частности, к границе зоны обнаружения, чувствительности к различным видам перемещений стандартной цели в помещении и на открытой площадке, диапазону обнаруживаемых скоростей перемещения стандартной цели, устойчивости к определенным перемещениям стандартной и вторичной стандартной цели), а также требований по устойчивости извещателей к внешним воздействующим факторам и ряду других параметров. Соответственно, не остались без изменения и методы испытаний извещателей.

ГОСТ Р 55017-2012 «Пульты централизованного наблюдения. Требования к информации».

Вступил в действие 1 сентября 2013 г. Разработан с целью создания единых требований к отображаемой на пультах централизованного наблюдения (ПЦН) информации для формирования единой информационной базы. Настоящий стандарт следует применять совместно с ГОСТ 31817.1.1-2012, ГОСТ Р 50776-96 и ГОСТ Р 52435-2005.

ГОСТ 32320-2013 «Технические средства и системы защиты от краж отдельных предметов. Общие технические требования и методы испытаний».

ГОСТ 32321-2013 «Извещатели охранные поверхностные ударно-контактные для блокировки остекленных конструкций в закрытых помещениях. Общие технические требования и методы испытаний»

В рамках работы по межгосударственной стандартизации МТК 234 в 201 2-201 3 гг. были разработаны два проекта ГОСТ и успешно приняты Межгосударственным советом по стандартизации, сертификации и метрологии (г Минск, Республика Беларусь), протокол согласования от 27.09.2013 г № 59-П.

Стандарт ГОСТ 32320-2013 устанавливает требования к противокражным техническим средствам, существующим и используемым в России более 15 лет. Разработан совместно специалистами ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России и компании ELEMENTSTORE.

Стандарт ГОСТ 32321-201 3 распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые извещатели охранные поверхностные ударно-контактные, устанавливаемые в закрытых помещениях с целью обнаружения попытки нарушителя проникнуть в закрытое помещение или хранилище ценностей через остекленную строительную конструкцию путем разрушения установленного в ней листового стекла

Проекты стандартов ГОСТ Р 2014

В 2014 г разрабатываются в окончательной редакции три проекта ГОСТ Р. ГОСТ Р «Системы централизованного наблюдения. Общие положения» (далее - ГОСТ Р «СЦН. Общие положения»).

На страницах проекта ГОСТ Р «СЦН. Общие положения» должна быть закреплена специализированная терминология в данной области, образован единый технический язык для применения в последующих документах, определен состав жизненно важных составляющих СЦН. А уже в 2015 г будет представлена окончательная редакция проекта «СЦН. Общие технические требования и методы испытаний».

Параллельно в рамках МЭК ТК 79, в порядке пересмотра действующего IEC 60839-5-1. Alarm and Electronic Security Systems - Fart 5-1: Alarm Transmission Systems - General Requirements («Системы передачи извещений - Общие требования»), которому исполнилось 20 лет, был предложен на рассмотрение и согласование в качестве проекта международного стандарта EN 50136-1, опубликованный на региональном уровне в 201 2 г (рабочий документ 79/409/CDV). Безусловно, этот документ тоже будет учитываться при разработке проекта национального стандарта ГОСТ Р «СЦН. Общие технические требования и методы испытаний».

В рамках ТК 234 предусмотрена разработка целой серии стандартов ГОСТ Р, направленных на закрепление требований к СЦН.

Пересмотр ГОСТ Р 50777-95 «Извещатели пассивные оптикоэлектронные инфракрасные для закрытых помещений и открытых площадок. Общие технические требования и методы испытаний».

Разрабатывается в связи с отменой действия стандарта МЭК 60839-26:1990 и вводом в действие стандарта МЭК 62642-2-2 «Системы тревожной сигнализации - Системы охранной сигнализации - Часть 2-2: Извещатели охранные - пассивные инфракрасные».

Пересмотр ГОСТ Р 51558-2008 «Средства и системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний».

Пересмотр действующего стандарта ГОСТ Р 51 558-2008 вызван необходимостью применения нового международного подхода к классификации систем охранных телевизионных и в связи с введением ГОСТ Р 548302012 «Системы охранные телевизионные. Компрессия оцифрованных видеоданных. Общие технические требования и методы испытаний». А также в связи с утверждением нового стандарта ГОСТ Р 56047-2014 «Системы охранные телевизионные. Компрессия оцифрованных аудиоданных. Общие технические требования и методы испытаний».

В 2014 г. также запланирована разработка первой редакции проектов.

Пересмотр ГОСТ Р 52435-2005 «Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний».

Разработка изменения ГОСТ Р 52435-2005 вызвана необходимостью внесения дополнительного Положения о присвоении условных обозначений (в виде Приложения) в связи с модернизацией технических средств охраны и безопасности, в том числе и в части охранных извещателей, а также необходимостью включения в документ отдельных положений устаревших ГОСТ 26342 и ГОСТ 27990 в целях последующей их отмены. ГОСТ Р «Системы централизованного наблюдения. Общие технические требования и методы испытаний».

ГОСТ Р «Интегрированные системы безопасности для обеспечения противокриминальной защиты объектов. Общие положения».

В настоящее время в России для обеспечения защиты объектов применяются интегрированные системы безопасности (ИСБ) как отечественного, так и зарубежного производства, которые позволяют существенно поднять уровень безопасности и обеспечить защиту от разных видов угроз. В связи с этим в ТК 234 начали поступать предложения рассмотреть вопрос о разработке серии стандартов, регламентирующих терминологию, основные положения, требования и методы испытаний для ИСБ. Одним из первых стандартов данной серии должен стать ГОСТ Р «Интегрированные системы безопасности. Общие положения». Разработка проекта данного стандарта должна быть выполнена силами совместной рабочей группы экспертов от компаний - членов ТК 234.

Изменения в ГОСТ Р 52582-2006 «Замки для защитных конструкций. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию».

Разработка изменения ГОСТ Р 52582-2006 является реализацией стандартизации в области определения требований по устойчивости к несанкционированному воздействию для замков защитных конструкций, которая зародилась и получила дальнейшее развитие в ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России как одно из направлений, составляющих единую техническую политику, проводимую ГУВО МВД России в целях обеспечения противокриминальной защиты объектов. Являясь федеральным казенным учреждением, НИЦ «Охрана» МВД России в данном вопросе не представляет интересы отдельно взятой компании, а проводит формирование единого государственного подхода в разработке требований в части устойчивости к криминальному открыванию, который может послужить основой для создания межгосударственного подхода в рамках Таможенного союза.

На базе ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России функционируют испытательная лаборатория технических средств охраны (РОСС RU.0001.21C311) и орган по сертификации технических средств охраны (POCC RU.0001.11C305), аккредитованные в системе ГОСТ Р, область аккредитации которых распространяется и на такую продукцию, как запирающие устройства, замки сейфовые, специальные дверные замки, замки для шкафов и других защитных конструкций, а также замки электромеханические, электромагнитные, электронные и т.п. с соответствующими кодами ОКП - 739930, 96931 1, 4981 10, 4981 20, 34581 1, 345846, 345849. Следует отметить, что такое направление стандартизации, как «технические средства противокриминальной защиты», реализуемое в рамках ТК 234, утверждено в качестве приоритетного при формировании комплексного межведомственного плана мероприятий Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 г, находящегося на контроле первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова.

На рисунке приведена схема действующих стандартов, разработанных в рамках ТК 234.

Схема стандартов ТК234

Программа стандартизации 2015

В настоящий момент формируется проект Программы национальной стандартизации на 2015 год. И, безусловно, в первую очередь в проект уже включена разработка таких документов, направленных на реализацию мероприятий Концепции национальной стандартизации, как:

Система управления качеством

Обеспечение антитеррористической и противокриминальной безопасности граждан является приоритетной государственной задачей. И стандартизация как инструмент национальной безопасности должна быть ориентирована на строгость контроля качества. Это подразумевает необходимую процедуру сертификации, подтверждение соответствия технических средств безопасности требованиям, регламентирующим данную сферу.

Стандартизация и сертификация в совокупности формируют единую и четкую систему управления качеством. В этой совокупности стандартизация является регулирующим звеном и регламентирует требования к качеству, а сертификация - важным звеном контроля соблюдения данных требований.

Отсутствие системы управления качеством продукции в отрасли безопасности грозит банальным хаосом и просто недопустимо, когда под словом «продукция» идет речь о технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов различных категорий опасности, включая места массового пребывания людей.

Источник: Журнал: "Системы безопасности". №4, 2014 г.

Архив публикаций


Дата печати: 22 Dec 2024 01:10:20