Современное состояние проблемы оснащения СИЗО и тюрем ИСБ


Скачать

Ковтун Станислав Юрьевич,
начальник отдела организации надзора УСИТ ФСИН России, майор внутренней службы

В статье начальника отдела организации надзора УСИТ ФСИН России рассматриваются вопросы примения интегрированных систем безопасности (ИСБ) для решения задач охраны и надзора. Приведен общий обзор применения технических средств охраны, а также информация об опыте применения ИСБ "Рубеж" производства ООО "СИГМА-ИС".

С момента становления пенитенциарной системы России первостепенное место в числе ее основных структурных звеньев отводится службе охраны, которая обеспечивает главное требование системы исполнения наказаний в виде лишения свободы. Это, прежде всего, надежность изоляции заключенных. В условиях царской тюремной системы эту функцию выполняла тюремная стража в составе старших и младших надзирателей, обеспечивавших внутренний надзор и внешнюю охрану мест заключения.
Пост наружной охраны представлял собой сторожевую вышку, оснащенную сигнальной и телефонной связью с дежурной службой. В случае проникновения в охраняемую зону арестанта или постороннего лица постовой надзиратель вызывал по телефону или звуковым сигналом дежурную службу во главе с младшим помощником начальника тюрьмы и после предупреждения имел право стрелять на поражение.
Лица, заключенные под стражу, до 1917 года содержались в незапираемых камерных помещениях, за исключением тюрем одиночного содержания, которые предназначались для самых опасных государственных преступников.
Практически все попадавшие в эти учреждения лица заковывались в цепи, которые прикреплялись к стене, играя роль своего рода противопобегового устройства. Кроме цепей использовались металлические ошейники, оборудованные внутренними металлическими шипами или Ч-«рогатки», также «стулья» — куски бревен весом под 30 килограммов, обитые металлом и прикованные к шее заключенного.
Для пресечения беспорядков надзиратели на внутренних постах обеспечивались револьверами. У старших надзирателей, кроме того, имелись шашки с темляками. В целях усиления надзора надзирателям вменялось в обязанность сверх восьмичасовой постовой службы несение дополнительной службы в течение четырех часов.
Для оповещения о выполнении того или иного пункта распорядка дня пост внутренней охраны оборудовался т. н. «рындой», а впоследствии и электрическим звонком. По звонку проводилась побудка лиц, заключенных под стражу, оправка, прием пищи, прогулка и обязательные работы.

События 1917 года значительно осложнили положение в тюрьмах. Необходимость поддерживать должный порядок среди заключенных в изменившихся условиях заставила Главное управление местами заключения принять неотложные меры по ужесточению порядка и условий их содержания.
Так, циркулярным письмом от 5 сентября 1917 года № 72 указывалось держать закрытыми все помещения, в которых содержатся арестанты. Заключенным запрещались самовольные переходы из одной камеры в другую. Всех вновь принимаемых лиц требовалось обыскивать, сами заключенные, а также помещения, в которых они содержались, должны были как можно чаще подвергаться тщательному обыску и осмотру с целью изъятия недозволенных для хранения предметов, а также обнаружения подкопов, взлома оконных решеток, дверных замков и т. д. Вывод заключенных на прогулку, в баню, в комнаты свидания, отхожие места предписывалось осуществлять небольшими партиями, обязательно по счету. Были запрещены отлучки арестантов по своим надобностям, для покупок и сбыта изделий, свиданий с родственниками и т. д. Не допускалось назначение старост или каких-либо уполномоченных от заключенных.

В послевоенное время, вплоть до 1983 года, охрана учреждения осуществлялась способом патрулирования — посредством передвижения подвижных часовых по периметру учреждения. Пост оборудовался «грибком», представляющим собой навес для защиты от погодных условий, и телефоном. Кроме того, начальник караула имел в наличии переносную телефонную трубку — для осуществления связи на внешнем ограждении. Вдоль тропы наряда по периметру охраны были оборудованы телефонные розетки. Устанавливались козырьки с емкостными датчиками на определенное количество участков, ограждения «Роза» с аппаратурой «Кактус».

 До 60-х годов для оперативной связи с внутренними постами и постами наружной охраны использовался коммутатор. В последующем коммутаторы были ликвидированы, и для организации связи установили АТС. Помещения дежурного помощника следственного изолятора (тюрьмы) оборудовались тревожной сигнализацией, а также пультами оперативной связи ДКЗ на 70 номеров, обеспечивающих связь ДПНСИ со всеми постами.

В 80-х годы оборудование дежурной части составлял комплекс технических средств охраны ТЕСС-М — телеемкостной системы сигнализации с емкостными датчиками на 8 участков. В помещениях ДПНСИ (ДПНТ) устанавливалась тревожно-охранная сигнализация ТОЛ-10 / 100.

В начале 90-х указанное оборудование было заменено ТСО «Вьюн-М» и СТСО «Ночь-12» соответственно. Было начато внедрение первых комплексов системы охраны «Рубеж», включавшей в себя несколько видеокамер для наблюдения на периметре и внутренней территории, технические средства охраны в караульном помещении, а также тревожную сигнализацию на внутренних постах.

В начале 2000 года руководством ГУИН Минюста России принимается решение об опытной эксплуатации и, в случае положительного опыта, дальнейшей установки во всех учреждениях тюремного типа комплексных систем безопасности, имевших, помимо базовых функций, еще и систему контроля и управления доступом (далее — СКУД). В качестве полигона для развертывания был выбран следственный изолятор № 2 УИН Минюста России по г. Москве, в качестве объекта — система «Беркут» производства НИИСТ МВД России стоимостью более 25 млн. рублей в ценах 2002 года. К сожалению, недоработанное оборудование и программное обеспечение, нерешенные проблемы сервисного обслуживания, а главное — отсутствие надлежащих специалистов среди сотрудников, занимавшихся установкой и эксплуатацией, привели к быстрому выходу данного комплекса из строя.
В 2002 году в СИЗО и тюрьмах произошло разделение функций режима и охраны, что обусловило создание двух отдельных центров управления в учреждении: обслуживание наружных охранных сооружений, периметра и внутренней территории. Также в указанное время на 28 % сократился персонал дежурных смен, что вкупе с возросшей численностью подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также в связи с введением новых следственных изоляторов и увеличением площадей в действующих, заставило вернуться к идее внедрения интегрированных систем безопасности (далее — ИСБ). Интегрированный комплекс безопасности включает в себя:

Системой контроля управления доступом в СИЗО и тюрьмах должны быть оборудованы двери входа в режимные корпуса, на этажи, отсекающие решетки на лестничных маршах, выходы в прогулочные дворы, следственные части, помещения краткосрочных свиданий и комнаты приема передач, режимные камеры и карцеры, дежурные части.
На каждую дверь устанавливаются электромеханический ригельный замок и устройства считывания кода с запрограммированных электронных карт. Управление электромеханическими замками и передача данных на пульт оператора ИТСН осуществляется сетевыми контроллерами. Вся информация с сетевых контроллеров должна поступать на главный контроллер обработки информации для принятия решения о пропуске сотрудников. Кроме того, с помощью главного контроллера планируется вести непрерывный протокол всех происходящих событий и ежедневное архивирование базы данных. СКУД в полном объеме должна позволять контролировать передвижение личного состава по режимной территории, проведение режимных мероприятий, в комплексе с системой видеонаблюдения выявлять нарушения, связанные с несанкционированным передвижением на объектах, а в случае чрезвычайного происшествия блокировать возможность выхода из режимного корпуса.
Графическое изображение и фотографическая идентификация должна передаваться на компьютерное рабочее место оператора. В СКУД, на каждый объект, планируется использование трех основных рабочих мест: оператор ИТСН, бюро пропусков и КПП по пропуску людей.
На автоматизированном рабочем месте бюро пропусков создается база данных, в которую заносятся фотографические, паспортные данные, а также данные служебного удостоверения сотрудников и лиц, проходящих на территорию учреждения. На основании полученных данных программируются (устанавливаются права доступа для прохода) и печатаются на специальном принтере электронные пропуска — карты с возможностью организации раздельного доступа сотрудников в разные зоны или выделенные помещения и мгновенного блокирования карты — пропуска при получении сообщения об ее утере или об утрате ее владельцем права доступа.

Все автоматизированные рабочие места СКУД должны быть объединены в локальную сеть, которая предназначена для пользования одной базой данных, созданной для каждого объекта в бюро пропусков. Локальная сеть защищается от несанкционированных пользователей. Электропитание системы контроля и управления доступом и всех рабочих мест должно осуществляться через сетевые фильтры и источники бесперебойного питания. При прекращении основного электроснабжения должна быть предусмотрена возможность функционирования основных устройств управления системы (контроллеров, считывателей) в течение 2 часов.
Система видеонаблюдения должна предусматривать не только организацию наблюдения за определенными участками, но и производить видеоконтроль качества несения службы личным составом, передвижения подозреваемых, обвиняемых, осужденных и иных лиц, находящихся на режимной территории. Результаты видеонаблюдения будут использоваться при решении вопроса о поощрении личного состава.
Видеокамеры будут установлены на внутренних постах непосредственно у камер, прогулочных дворов, следственных кабинетов, в коридорах медицинских частей, в переходах между режимными корпусами. С целью более надежной охраны объектов должен быть организован дублирующий видеоконтроль оператором ИТСН помещений КПП, шлюзов, крыш режимных корпусов. Для осуществления надзора за лицами, содержащимися под стражей, предусмотрена установка видеокамер антивандального исполнения в карцерах, камерах специальных блоков, помещениях для лиц, у которых произошел нервный срыв, а впоследствии, к 2015 году — в каждом камерном помещении. Вся получаемая информация в виде видеоархива должна храниться на серверах учреждений не менее семидесяти суток. Помимо этого, все учреждения планируется подключить к мониторам дежурной части Управления путем оптико-волоконной связи. В случае осложнения обстановки и с целью двойного контроля несения службы руководство территориального органа ФСИН России будет иметь возможность в реальном времени оценивать ситуацию и принимать необходимые управленческие решения.
Для исключения возможности несанкционированного выхода из камер, двери и дверные форточки будут оборудованы магнито-контактными датчиками с подключением на пульт оператора ИТСН. Фасады режимных корпусов оснащаются инфракрасными датчиками обнаружения. На окнах камерных помещений должны быть установлены вибрационные датчики для исключения возможности распила основной решетки. С целью ликвидации побегоопасных зон на крышах режимных корпусов устанавливаются трибоэлектрические датчики, что в совокупности с инженерными средствами охраны позволит не только выдать сигнал тревоги, но и задержать нарушителя на время до прибытия резервных групп караула и дежурной смены. АКЛ должна быть использована для оборудования противопобеговых козырьков на крышах режимных корпусов и усиления побегоопасных направлений.
За период с 2002 по 2006 год в следственные изоляторы и тюрьмы было поставлено 116 ИСБ «Рубеж» и «Пахра» в различных модификациях. Однако опыт их эксплуатации показал, что они, являясь комплексными системами безопасности, фактически ориентированы только на функции охраны учреждений. Для обеспечения надзора в них заложены, в максимальной комплектации, 30 видеокамер и датчики сигнализации несанкционированного открытия камер и камерных форточек.

Формирование концепций «Обеспечение объектов УИС интегрированными системами охраны и надзора на период с 2008 по 2010 годы», «Совершенствование технической безопасности объектов УИС на период с 2008 по 2015 годы», «Совершенствование объектов УИС инженерно-техническими средствами охраны и надзора на период до 2010 года», а также финансирование разработанной аналитической ведомственной программы «Повышение уровня технической безопасности объектов уголовно-исполнительной системы на 2009–2011 годы» (далее — Программа) (более 1,9 млрд. рублей, из которых для СИЗО и тюрем — 619,2 млн. рублей) позволило Федеральной службе исполнения наказаний взвешенно подойти к выбору ИСБ для следственных изоляторов и тюрем. Так, в 2007 году в ФГУП «СНПО «Элерон» для оборудования СИЗО УФСИН России по Московской области было закуплено 9 комплектов интегрированных систем безопасности «Цирконий-М» стоимостью 25 млн. рублей, уже имеющих в базовой комплектации систему контроля и управления доступом.

В 2008 году ООО НПФ «СИГМА-ИС» (разработчик — ИСБ «Рубеж») представило модифицированную версию указанной системы, в большей мере ориентированной для эксплуатации на внутренней территории учреждений. В рамках Программы 7 комплектов ФСИН России были закуплены и поставлены в ГУФСИН (УФСИН) России по Камчатскому краю, Владимирской, Курганской, Самарской, Сахалинской, Липецкой, Орловской областям.

Вместе с тем, несмотря на постоянное совершенствование данных систем, все они имеют определенные недостатки. Поставляемые комплексы не ориентированы на конкретные учреждения. Все ИСБ поставляются в т. н. «базовой комплектации», без учета реального количества режимных корпусов, наземных и подземных переходов, камер. Так, из 219 функционирующих следственных изоляторов более 80 % построены в 19–20 веках, 10 % в 18 веке, примерно 6 % — в 17 веке. Однако три следственных изолятора по праву считаются наиболее древними учреждениями уголовно-исполнительной системы — СИЗО-1,2 УФСИН России по Республике Марий-Эл и СИЗО-1 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, срок их постройки датирован серединой 16 века. Соответственно отличаются проекты, особенности каждого учреждения. Так, в СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий-Эл имеется всего 30 режимных камер в одном режимном корпусе. В СИЗО-1 ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 9 режимных корпусах расположены 884 камеры. Непринятие в расчет данного фактора приводит к тому, что т. н. «базовый комплект» позволяет оснастить системой СКУД в лучшем случае только один-два внутренних поста. Кроме того, поставляемые на сегодняшний день системы видеонаблюдения не ориентированы на установку и обслуживание видеокамер в помещениях, где содержатся подозреваемые, обвиняемые и осужденные. В настоящее время подобной системой видеонаблюдения оборудован только режимный корпус № 8 в СИЗО-4 г. Москвы, тюрьма в Красноярском крае и часть помещений для содержания лиц, заключенных под стражу, в СИЗО-1 г. Читы.
За последние годы при осуществлении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными отмечается наращивание количества систем видеонаблюдения. Так, в 2008 г. в учреждениях тюремного типа функционировало 6 тысяч 160 видеокамер, что на 22,6 % больше, чем в 2007 году. В качестве примера можно сказать, что все КПП по пропуску лиц на режимную территорию оборудованы видеокамерами.
Наибольшим количеством видеокамер оборудованы СИЗО ГУФСИН (УФ-СИН) России по Красноярскому краю (481 ед.), расположенные в г. Москве (334 ед.), Московской области (297 ед.), в республике Башкортостан (293 ед.), в Челябинской (272 ед.), Свердловской (224 ед.), и Ленинградской областях (184 ед.), в Санкт-Петербурге.
В некоторых следственных изоляторах внедряются самые современные, передовые методы надзора. Та к , в СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области за счет средств внебюджетной деятельности приобретен и функционирует рентгеносканирующий интроскоп «Надзор-2М», установленный в помещении сборного отделения. В СИЗО-1 ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляется экспериментальная эксплуатация досмотрового комплекса «Fiskan SLS-V5030 B», в СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве и СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области осуществляется опытная эксплуатация рентгеновского досмотрового комплекса «InSpector 60 / 40».
Решается вопрос оснащения следственных изоляторов и тюрем системой видеонаблюдения «Orwell 2», производимой ГУП НПЦ «Элвис», основным отличием которой от аналогичных систем отечественного и иностранного производства является применение новейшего программного обеспечения, позволяющего при использовании уже имеющегося в учреждениях УИС оборудования осуществлять функцию т. н. «компьютерного зрения». Кроме того, видеосистема «Orwell 2» осуществляет непрерывное самотестирование всех составляющих компонентов с выдачей сигнала оператору при их неисправности, умышленном выводе из строя, невозможности вести наблюдение в условиях тумана или дымовой завесы, что позволяет использовать ее в следственных изоляторах и тюрьмах.
Оборудование СИЗО и тюрем интегрированными системами безопасности производится как путем внедрения новых изделий, так и на базе уже существующих систем путем их модернизации и доукомплектования.
В настоящее время в 170 СИЗО установлены различные интегрированные системы безопасности, из них:

С 2006 года ФСИН России для СИЗО и тюрем было закуплено 44 комплекта ИСБ на сумму 165 миллионов 394 тысячи рублей. Кроме того, на закупку комплектов наращивания технических средств надзора, к ранее установленным ИСБ в СИЗО 33 территориальных органов, выделены денежные средства в сумме 21 миллион 730 тысяч рублей. На приобретение ИСБ для СИЗО и тюрем из Федерального бюджета планируется выделить:

В условиях нехватки персонала следственных изоляторов и тюрем, на фоне планируемого в 2010 году увеличения камерной площади, приходящейся на одного подозреваемого и обвиняемого, до 7 кв. метров, внедрение научно-технических достижений в практику ИТСН приведет к совершенствованию службы надзора, улучшению качества несения службы при одновременной минимизации численности персонала дежурных служб.

Источник: Юбилейный сборник «Средства охраны, безопасности и телекоммуникационного оборудования на службе УИС России», 2009.

Архив публикаций


https://www.sigma-is.ru Дата печати: 23 Nov 2024 12:25:21