Облачные системы охранно-пожарной сигнализации


Автор: Алексей Омельянчук, эксперт

Что я имею в виду? Поясню на примере. 
Системы мониторинга транспорта существуют давно. GSM + GPS – в простейшем случае любой смартфон с соответствующей программой и данные о перемещении тягача-дальнобойщика постоянно поступают на пульт диспетчерской транспортной компании. Или в такси: диспетчер постоянно видит расположение всех машин и направляет ближайшую на вызов. При любой проблеме водитель жмет кнопку, сразу сигнал тревоги – и автоматическая громкая связь.
 

При чем тут облака? 
Если подходить прямолинейно, вам надо на каждую машину поставить передатчик, организовать круглосуточную диспетчерскую с дежурством диспетчера и техника, поставить сервер, приемник и программу приема данных. Это немалые деньги (особенно 4 диспетчера + 4 системных администратора для круглосуточного обслуживания). Если у вас маленькая компания – всего 3–4 грузовика, есть альтернатива – так называемое облачное решение. Вы покупаете передатчики на машины, но не организуете собственную службу, а арендуете «поддержку» у производителя передатчиков. Таким образом, сразу минус 4 сисадмина, зато плюс особо надежный сервер, на организацию которого вам точно не хватило бы денег. Такой сервер стоит где-то в облаке, вы даже не знаете, где физически, его работу обеспечивает компания – поставщик услуги, этот сервер обслуживает тысячи таких, как вы, маленьких компаний, поэтому аренда услуги стоит несравнимо меньше организации собственного сервера, а мощности любого современного компьютера позволяют легко отслеживать миллионы точек на карте, а не то что десяток тысяч. Более того, у некоторых компаний можно даже заказать услугу «отслеживание», когда их диспетчер предупредит заказчика при нарушении маршрута (конечно, реально основную работу делает компьютер, а милая девушка только позвонит). 
Это и называется облачный сервис или, иначе, AAAS (ApplicationAsAService). То есть вы не покупаете сервер с программным обеспечением, а заказываете сервис, по-русски – услугу – отслеживание транспорта. И знать не хотите, что для этого нужны серверы, программы и системные администраторы. Привинтили коробочку GPS-трекер к автомобилю и, пока ежемесячно платите за ее обслуживание (как за мобильный телефон), просто посматриваете на экран компьютера, на сайте провайдера – где там ваши автомобильчики ездят, а заодно и сколько бензина сожгли в пробках. В журнале лежат отчеты водителя, пояснения (он сразу голосом на автоответчик записал, что два часа простоял возле дома тещи, потому что колесо проколол, а вовсе не потому, что ждал, пока дети соберутся, чтобы подвезти их в детский садик). Кстати, все переговоры с водителем через эту систему фиксируются в независимой службе и вполне пригодны в суде в отличие от записи на вашем телефоне, про которую вам придется долго доказывать, что вы ее не вчера вечером сымитировали. 
Что-то я слишком старательно начал рекламировать трекинг автотранспорта. На самом деле статья про ОПС. Так вот, в видеонаблюдении (ОПС опять пока отложим) аналогичные услуги тоже предоставляются уже довольно давно, и они вполне популярны у небольших компаний. Ставите у себя в офисе веб-камеру, настраиваете ее, чтобы видеосигнал передавался на сервер компании, предоставляющей услугу (облачное видеонаблюдение), и все – готово, уже идет высоконадежная круглосуточная запись, а в неурочное время по детектору движения сработает тревога и сигнал будет передан вам на телефон. Нередко небольшой объем записи от 1 камеры можно вести вообще бесплатно (для квартиры – достаточно, просто оставили включенным ноутбук с вебкамерой, вот и видите все, что там происходит), а за дополнительные деньги можно практически неограниченно наращивать и объем хранения (хоть 20 лет будут хранить, благо цена жестких дисков в среднем снижается быстрее, чем растет количество мегапикселей у видеокамер), и количество видеоканалов, и, конечно, множество дополнительных услуг за дополнительные деньги. В том числе могут посадить оператора, который будет следить за происходящим и принимать решения в сложных случаях, когда автоматические детекторы движения в сомнении. Этот человек будет обслуживать ваши 7 камер, еще 5 камер из детского садика напротив и еще 23 камеры из соседней автостоянки. Понятно, что стоимость такой услуги даже с учетом прибыли компании-провайдера для вас будет намного ниже, чем если бы вы сами решили организовать круглосуточный пост видеонаблюдения в своей квартире или на своем предприятии. 
Ну вот, наконец, перехожу к цели статьи – к ОПС. Почему же услуги облачного видеонаблюдения не интегрированы с услугами передачи сигнала от систем охранно-пожарной сигнализации? Помимо того что просто еще не успели (видео – очень эффектно и потому более понятно публике, с него и начали), причина в том, что монтаж охранной сигнализации – это значительно более трудоемкое занятие, нежели установка пары веб-камер. Да, есть радиодатчики, к которым не нужно прокладывать провода, и для большинства малых объектов их достаточно, но все равно, когда ставите видеокамеру, вы сразу видите результат: что там видно, что не видно. А когда вы ставите охранный датчик, надо обладать некоторыми (небольшими) знаниями, чтобы он реагировал на проникновение преступников, но не реагировал на котов, сквозняки и солнечные зайчики от хрусталя. Более того, одна видеокамера уже дает много данных, а охранных датчиков надо ставить несколько, например, датчики открытия двери – на все двери, иначе нет смысла. Датчики разбития стекла – во всех комнатах и т. д. И все эти датчики надо подключить или хотя бы настроить, чтобы впоследствии понять, какой из них сработал. 
Есть еще одна дополнительная сложность – большинство имеющихся сейчас охранно-пожарных приборов с возможностью подключения в Ethernet (и, соответственно, в интернет) слишком дороги. Они разрабатывались на предыдущем этапе развития отрасли, когда такое подключение требовалось только для очень сложных систем «военного» класса, для больших особо ответственных объектов. Наконец, дело даже не в цене – существующие системы ОПС с Ethernet слишком сложны, они рассчитаны на применение интегрирующего программного обеспечения, на наличие круглосуточной технической и диспетчерской служб (операторов-охранников). Конечно, в некоторых частных коттеджах (площадью от нескольких тысяч квадратных метров) такие системы все равно применяются, но на таких объектах и служба охраны организуется подобно службе на большом заводе – своя трехсменная вахта, – и чтобы ни в коем случае никто за пределами забора ни о чем вообще не пронюхал. Какие уж тут облачные решения. 
Итак, что я предвижу, зная последние обращения коллег, пользователей и производителей смежных систем? В ближайшие годы в массовом порядке начнут сближаться сегменты «сверхмалых» ОПС, так называемых GSM-сигнализаций, способных только на контроль 2 или 3 датчиков и отсылку sms при тревоге, и сегменты средних ОПС, предназначенных для массовых пользователей. Общим знаменателем станет интернет (как через сотовый модем, так и через кабельный канал, где он есть), причем именно интернет с возможностью обеспечения поддержки технического обслуживания и диагностики непосредственно производителем оборудования, а также предоставлением услуг по мониторингу от интернет-ориентированных охранных компаний. Все реже будет звучать фраза «подключить на пульт милиции» – с точки зрения пользователя, услуга охраны станет составной частью услуги связи, поэтому пользователи будут спорить, «у кого лучше интегрированы видеонаблюдение и охранная сигнализация» – у «Мегафона» или у «Билайна». Впрочем, возможно, этот рынок первыми начнут монополизировать с другой стороны – например, «Яндекс» и «Гугл». 
Но пока монстры бизнеса не ломанулись собирать последние мелкие деньги с последних мелких клиентов и пока государство не начало помогать рынку своим регулированием, еще есть относительно свободный сегмент для активных предпринимателей – сегмент облачных услуг охраны. Техническая основа для такого бизнеса уже вполне созрела.

Источник: Журнал "Технологии защиты", №5, 2013

Архив публикаций


https://www.sigma-is.ru/articles/om_tz Дата печати: 21 Nov 2024 20:10:13